Прощание с волшебной страной

Пришла пора прощаться со сказкой детских лет…©

Дисклеймер. В данной статье изложено мое личное мнение. Оно крайне субъективно, весьма негативно и может не совпадать с мнением других посетителей концерта. Я не претендую на звание истины в последней инстанции.
В начале февраля группа Эпидемия презентовала свою четвёртую метал-оперу под названием «Легенда Ксентарона». Альбом произвел на меня чертовски приятное впечатление ещё на стадии его подготовки, о чём я уже ранее писал и не вижу смысла повторяться. Примерно через неделю практически непрерывного прослушивания «Легенды…» я понял, что не только готов рискнуть снова сходить на концерт Эпидемии в новом составе, но и весьма хочу это сделать.

Тут, пожалуй, требуется сделать небольшое лирическое отступление. После прощального концерта Самосвата в декабре 2010 года я решил, что как минимум концертная Эпидемия для меня закончилась. Женя Егоров не вызывал ровным счетом никакого энтузиазма, ни по его работам в Колизее, ни по его участию во второй Рукописи. Мои худшие опасения на его счет оправдались полтора года спустя, когда в сентябре 2011 года я попал на совместный концерт Эпидемии и Catharsis. Женя Егоров пытался петь партии, которые писались под Самосвата, не имея при том ни его опыта, ни техники. Это было… удручающе. И именно в 2012 году я для себя решил, что на концерты Эпидемии я больше не ходок. В свете всего вышесказанного нетрудно понять, что мое внезапное желание сходить на концерт стало сюрпризом в первую очередь для меня самого.
Билет я купил практически сразу после того, как опубликовал свой пост, и последующие две недели я провел в ожидании концерта и невероятно приподнятом по этому поводу расположении духа. Надо признаться, что за последнее время это первый концерт, который я ждал с таким нетерпением (не считая концерта Arch Enemy, пожалуй). Я переслушал всю Эльфийскую рукопись (включая нелюбимую третью часть), пересмотрел концертный DVD с первыми двумя частями. В общем сделал все что мог, чтобы «вернуть свой дветыщидесятый».

И если вы хотели увидеть позитивный отзыв, то на этом месте вам стоит остановиться и прекратить чтение, потому что дальше будет ворчание, разочарование и местами даже нытье. Я предупредил.

Как можно понять из предыдущего абзаца, чуда не случилось. Вместо сказки и возвращения на несколько лет назад, когда я был молод и прекрасен, я получил лишь изрядную порцию разочарования. Впрочем, справедливости ради отмечу, я не могу сказать, что всё было ужасно плохо. Если бы все было плохо — не было бы такого разочарования. Но всё было… серо, никак. Складывалось впечатление, что концерт делался на скорую руку за пару дней, и это при том, что на концерте велась съемка постановки для последующего выпуска её на DVD. Но все по порядку.
Пожалуй организационные моменты — это единственное, что не вызвало у меня нареканий. Как известно, театр начинается с вешалки, а хороший концерт — с очереди перед клубом. В день концерта группа объявила, что у них случился солд аут, ну то есть ВСЕ билеты на концерт проданы. Эта информация меня насторожила. Во-первых потому что при таких раскладах припарковаться вблизи клуба будет проблемно (а у Стадиума и так припарковаться — это целое приключение), а во-вторых потому что стоять вечером 23 февраля в очереди перед клубом — это крайне сомнительное удовольствие, особенно с учетом того, что зима в этом году Москвичей решила удивить морозами, от которых мы успели поотвыкнуть. Было ещё и в-третьих — стоять в душной толпе уже в самом клубе, но тут, перефразируя известную поговорку, могу сказать, что толпы бояться — в танцпартер не ходить, пережил же я как-то замесы со слэмом на юбилейном концерте группы Тараканы!.. Но что-то я отвлекся. Мои опасения оправдались лишь наполовину: припарковался я и впрямь далековато от клуба, но вот очередь двигалась на удивление быстро и особо замерзнуть я не успел. Даже не знаю, стоит сказать за это спасибо организаторам концерта или персоналу Стадиума (я не знаю кто принимает решение на «запуск» посетителей), но это было очень круто. Забегая вперед скажу, что особой давки в клубе во время концерта не было: то ли солд аут случился только на словах, то ли клуб предусмотрительно рассчитал сколько людей он может впустить в себя. Помимо этого после относительно недавнего ремонта в Стадиуме сделали прекрасную вентиляцию, так что мне даже душно не было (но я стоял рядом с пультом, а не в самой гуще фанатов). Концерт начался с двадцатиминутным опозданием, но для крупных концертов и для Эпидемии в частности — это, по сути, даже и не опоздание вовсе.

Ну а дальше… А дальше начался концерт. Сам концерт состоял из трех отделений: Сокровище Энии, Легенда Ксентарона и блок старых песен. Уже с первых аккордов «Сокровища…» я понял, что концерт будет интересным: звук был выстроен отвратно, басы забивали вокал и в некоторые моменты, лишь знание текстов позволяло мне слышать, что поют. Это было странно, потому что такие вещи должны, по логике вещей, отстраиваться во время саундчека (если он был), на тот момент я не придал этому значения, понадеявшись, что звукорежиссер подстроит это в процессе концерта (спойлер — не подстроит). Я погрузился в сценическое действо и старался особо не вслушиваться в «прекрасные» тексты третьей рукописи. В целом первое отделение шло неплохо, что неудивительно, ведь «Сокровищам…» уже 4 года и все давно отрепетировано. Более того, очень порадовал перфоманс от фан-клуба Эпидемии: перед началом концерта ребята всему танцпартеру раздали вырезанные из бумаги дубовые и кленовые листочки с просьбой поднять и помахать ими на припеве песни «Где рождаются рассветы». Это было очень красиво.

 Фото Михаил Марков
Собственно это был едва ли не единственный позитивный момент в концерте, потому что на сцене в этот момент происходили странные вещи: довольно куцая массовка старательно делала вид, что её много, Егоров и Румянцев (Константин Тролль из ТГЕ) носились по сцене как угорелые, изображая перемещения во времени и пространстве. При этом Константин регулярно начинал махать молотом имитируя, что он что-то куёт на воображаемой наковальне. При этом эта вот… КУЙНЯ (простите) выглядела крайне странно и неуместно. Казалось, что Тролль заполнял ею промежутки, когда ему не надо петь или бежать, но зачем? Впрочем на это я довольно быстро перестал обращать внимание.

 Фото Михаил Марков
А вот мимо чего я не смог пройти — так это звук. Как я уже спойлерил выше, звукорежиссер то ли забил, то ли вышел покурить. Ибо от песни к песне косяки со звуком не исчезали. Своего апогея они достигли на единственной любимой мною песне из «Сокровищ» — «Дует ветер ледяной», когда вступила Софья Райкова, исполнявшая роль драконицы по имени Метель. Возможно я слишком избалован гроулом Алиссы Уайт-Глац из Архэнеми, но я уверен, что гроул не должен превращаться в слитное рычание, в котором разобрать текст можно только зная его, да и то — скорее додумав, нежели услышав. Кроме того я послушал как Софья поёт в своём коллективе (в студийной записи), и иначе как на недоработку звукача на концерте я отнести этот косяк не могу. Та же история повторилась и в песне «Стены моей цитадели». Следующим ударом для меня оказалось возвращение Торвальда (который героически погиб во второй части саги), точнее даже не столько само его возвращение, сколько его внешний вид и вокал. Андрей Лобашев ушел из Arida Vortex и, мне кажется, это не пошло ему на пользу.

Фото ROCKWEEK

Первая часть концерта благополучно подошла к концу и я расслабился в надежде, что вот сейчас-то начнется самое для меня интересное. Оно и правда началось, правда не в том смысле, в котором я его ждал. Первая песня альбома «Побег на Ксентарон» оказалась запорота чуть более чем полностью: Борисенков то ли забыл, когда ему надо вступать, то ли его микрофон сперва оказался выключен, плюс все свои партии Дмитрий пел по бумажке (но пел блестяще, к качеству исполнения нареканий нет).

Фото Михаил Марков

Немоляев пел не напрягаясь. Свои первые слова в песне «Когда уснут драконы» Немоляев спел два раза подряд и оба раза не попал, так что они прозвучали ещё и в третий раз (правда я не понял: включили фонограмму или за него спел Егоров из-за кулис). Кроме того, во время этой песни на сцене творилось что-то странное: двое из массовки крутили светодиодные (зелёного цвета) стаффы, остальные пятеро то стояли подергиваясь чуть быстрее ритма музыки, то разбившись на две группы начинали маршировать навстречу друг другу, подняв в воздух мечи… Ну как сказать… «подняв». Мечи были только у двоих из них, остальные маршировали с высоко поднятыми руками. Смотреть на такие «шагающие легионы» было ОЧЕНЬ странно.


Фото Михаил Марков

Примерно в это время мне начала слышаться лажа и в музыке. Как я понял, музыканты всё это время оставались на сцене с одними и теми же инструментами. По крайней мере я не видел, чтобы им меняли гитары или они их подстраивали в перерывах между песнями (а концерт к тому времени шел уже час или около того). В песне «Вне времени» соло было сыграно, что называется, близко к тексту. Кроме того, в этой же песне «отметился» и Егоров, который не смог вытянуть свою студийную тональность.

Фото ROCKWEEK

 

Вы думаете, я больше не буду писать про звукача? Неееет. В замечательной балладе «Я иду за тобой» микрофоны начали свистеть. Я даже не знаю, что тут ещё добавить.

Затем на сцене появилась Нуки (положа руку на сердце скажу, что в основном ради неё и шёл). По сюжету она варвар-шаманка (по крайней мере про неё так говорилось), в связи с этим серьезные вопросы вызывал её костюм. Очень серьёзные. Ну я допускаю, что именно на таком внешнем виде настояла сама Нуки, но мне не очень хочется в это верить. А гитары, между тем, звучали всё хуже и хуже. Соляки уже даже не узнавались. На сцене массовка изображала непонятно что, размахивая зелеными светодиодными цепями (в обсуждениях позже написали, что они символизировали змей — логово шаманки всё-таки), а Немоляев в роли дракона(!) периодически начинал играть на воображаемой гитаре.

Фото Михаил Марков

 

На этом мои мучения не кончились. Вместо Хелависы (кто-то ожидал, что она появится на постановке? Я — нет) пригласили спеть Алевтину Леонтьеву, которая сама по себе — прекрасная исполнительница, но она не Наташа. И заставлять её петь партии Хелависы это как минимум странно. Неужели нельзя было пригласить исполнительницу с тембром и диапазоном близким к Хелависиному? Или важнее было известное имя, а не качество исполнения?

Вообще вопрос замен относительно студийного состава — это прям отдельная тема для фейспалма. Из всех замен попали только в замену Ягоде. Вместо Алексея Горшенева пел Николай Ерохин из «Сказок Чёрного Города» и вот это было просто стопроцентное попадание. Наверное потому что у них голоса очень похожи. Остальные же… Ну ладно Лефлер неплохо спел партию Стража Времени, но именно неплохо, не более, впрочем второго Ожогина найти ну просто нереально.

Под конец постановки складывалось впечатление, что все уже устали и даже не делают вид, что напрягаются. Женя не только не лез сильно вверх, но местами и просто не попадал в тональность. Стрела Судьбы, едва ли не самая сильная песня на альбоме была отыграна (и спета) черти как (да, Борисенков опять не вступил, вместо него пел Егоров).

Фото ROCKWEEK

Подводя своеобразные итоги хочется сказать, что из всего вышеописанного я могу сделать только один неутешительный вывод: к подготовке концерта подошли наплевательски. Очевидно, что постановку толком не отрепетировали, не все артисты знали свои тексты и где они должны вступать. Чем это вызвано? Что именно помешало группе как следует все отрепетировать и представить, так сказать, готовый продукт? Желание как можно быстрее представить новую оперу публике? Ну так выходит как в поговорке: хотели как лучше, а получилось как всегда. Ещё и DVD ведь писали на этом концерте. Сколько косяков они смогут исправить в студии при сведении? Ну это уже все риторические вопросы. И я с сожалением вынужден резюмировать, что концертная Эпидемия для меня, пожалуй, закончилась. При том закончилась ещё в 2010 году и зря я решил попробовать её «воскресить». И лучше всего эту точку зрения для меня выразил комментарий одного из поклонников группы в процессе обсуждении концерта. Так что пойду-ка я нахер, повспоминаю Самосвата и пересмотрю первые две части Рукописи.

P.S.

Чтобы не заканчивать этот текст на совсем уж депрессивной ноте, хочу сказать спасибо и высказать свое искреннее восхищение трем исполнителям, принявшим участие в постановке. Прекрасной Елене Мининой, Петру Елфимову (я продолжу утверждать, что он смотрелся бы в роли фронтмена Эпидемии наиболее органично) и Дмитрию Борисенкову (несмотря на все косяки и незнание текста, Дмитрий единственный выложился на все 100% с точки зрения исполнения).

Фото ROCKWEEK

 

Фото Михаил Марков

One comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *